16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2013

Живопись внутренним взором, или как выглядит слово?

Маркус Майер (Гамбург, Германия)

Современные художники в пространстве музея классического искусства — нечастые гости.

Творческий метод контемплятивистов, представивших выставку в НГХМ, можно обозначить так: «Что я должен думать, если вижу это?» Недаром свое творчество как выражение собственного мнения художники связывают с теорией Гёте и Contemple - «созерцанием». Ключ к пониманию контемплятивной живописи, как поясняют художники,  нужно искать между словом, изображением и временем, то есть смысл их живописи - в идентичности звучащего слова и формы.

Мнения посетителей выставки разделились. Одним такая живопись непонятна, и необходим комментарий художников, другие пытались разобраться и увидеть главное самостоятельно, составив свое объяснение увиденному, третьи категоричны в своей оценке неприятия такого рода искусства. Каждый абсолютно уверен в своей точке зрения и прав! Живописное полотно здесь – это  вопрос художника зрителю. Зритель сам должен дать на него ответ.

Анастасия Боронина (Санкт-Петербург). Поднимаюшийся над собой. 2012 год. Фрагмент

Вот что рассказал один из участников выставки немецкий художник Маркус Майер.

Маркус, как выставки контемплятивной живописи воспринимают в городах других европейских стран?

Реакция везде примерно одна и та же – неоднозначная. Для нас такие противоположные мнения не новы.

Как вы, художники из разных стран, нашли друг друга?

Это всегда судьбоносный момент. Понятно было, что главный вопрос – это живопись, которая нас всех объединяет. Нам всем интересней работать со словом, чем с внешним мотивом. Есть связь с Евангелием от Иоанна, где говорится о Слове. Мы схожи в том, что хотим с этого начать.

Каково образование художников-участников выставки?

Есть не только художественное, но и философское. Это образование ориентируется на Платона. Гете тоже был последователем Платона.

Часть работ на выставке объединена понятием «Гамбургская школа иконописи».  Расскажите о ней подробнее.

В наш первый приезд в Нижний Новгород в 2009 году мы увидели иконы в экспозиции художественного музея и решились показать свои. Каноны икон, представленных в экспозиции, разработаны мною и существуют с 2001 года. Мне очень близка русская культура – я вырос с русскими сказками, хорошо знаком с искусством вашей страны (мой дед был переводчиком с русского языка, и мама очень связана с вашей культурой). Русская православная икона мне особенно интересна. Иконы не подписаны, так как они воспринимаются как «служба», а не как авторское самовыражение. В противоположность иконам Восточной церкви наши являются окнами в земной мир, через которые мы приглашаем божественный ангельский мир воспринимать нас такими, какими мы являемся здесь. Основная идея состоит в том, чтобы и в других городах образовались такие школы икон. В школе есть правило: до 2085 года нельзя менять канон.

Себастьян Голлуб (Гамбург, Германия).Преодоление себя. 2012 год. Фрагмент

На открытии прозвучали разные, даже полярные мнения о выставке. Это очень интересный и редкий момент на вернисаже. Значит, выставка удалась, не оставив публику равнодушной.  А история  так или иначе все расставит на свои места.

Поделиться: