16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2014

Русский музей фотографии

Вера Михайловна, как создавался Русский музей фотографии?

Наш музей был открыт в 1992 году по инициативе общественности, хотя если заглянуть в далекое прошлое, то к истокам создания музея был причастен наш выдающийся фотограф Андрей Осипович Карелин. Он и его сын Андрей Андреевич были инициаторами создания историко-художественного музея в Нижнем Новгороде, экспозиция которого открылась в 1896 году в Дмитриевской башне. Одним из разделов этой экспозиции была фотография. В нее вошли редкие работы Карелина, Дмитриева, Муренко,  Настюкова, Гросмана, Локке. В советское время неравнодушные люди также ратовали за создание музея, но официально этого удалось добиться только в 1992 году. Историческая экспозиция размещалась только на первом этаже здания на улице Пискунова (Осыпная) где работали Карелин и Дмитриев, второй нам передали значительно позже. Там расположился выставочный зал.

За 20 лет нам удалось собрать более 200 тысяч экспонатов. Таким образом, мы находимся на втором месте по количеству единиц хранения после Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Мы обладаем уникальными  экспонатами в области фотографии — дагерротипами 1850-х годов, это самые первые фотографии на медной пластинке, которые имеются далеко не в каждом музее. В нашей коллекции также находятся фотографии на жести, стекле, фарфоре, авторские отпечатки Карелина и Дмитриева. Мы собрали обширную коллекцию фотокамер XIX–XX веков.

Большую ценность представляет художественный альбом Карелина, в который вошли снимки 1870-х годов, за один из них он получил золотую медаль на международной выставке в Эдинбурге. Кроме того, наши фонды хранят уникальное наследие Максима Дмитриева, здесь виды Нижнего Новгорода, ярмарки, Волги. В музее также находится богатая коллекция Михаила Настюкова с видами Нижегородской ярмарки 1875 года, переданная в дар главой города Олегом Сорокиным.

Можно ли говорить, что достижения нижегородских мастеров определили развитие мировой индустрии фотографии?

Безусловно! Андрей Карелин — уникальный человек, который впервые в мире применил добавочные линзы, избежав искажения изображения. В 1875 году в Нижний Новгород приехал герцог Эдинбургский, чтобы посмотреть, как работает знаменитый уже тогда Карелин. Он решил проверить, насколько Андрей Осипович искусен в технологии фотографии: сел перед камерой, положив ногу на ногу. На снимке должны были получиться большие колени, длинные ноги и маленькая голова. Каково же было удивление герцога, когда он получил пропорциональный снимок. Никто, кроме Карелина, в то время работать так не мог.

И о нем, и о Максиме Дмитриеве председатель Русского императорского технического общества говорил, что в Нижнем Новгороде есть фотографы, которые сделали бы честь любой столице. Если Андрей Осипович стал основателем жанровой фотографии в России, то Максим Петрович развивал публицистическое направление. Ему принадлежит большая серия фотографий Волги от истока до устья. Он создавал ее в течение десяти лет, грузил на пароход несколько деревянных громоздких фотокамер с сотнями стеклянных негативов, самые маленькие из которых были 24 × 30 сантиметров. За эту работу Дмитриев  был избран действительным членом Географического общества.

Чему бы, на ваш взгляд, могли поучиться современные фотографы у Карелина и Дмитриева?

Огромному трудолюбию. Сейчас фотографировать не так сложно, как тогда. В то время камеры были тяжелыми, громоздкими и технический процесс был очень сложным и даже опасным. Дмитриев заранее выбирал место съемки, ждал хороший денек с красивыми облаками , грузил на рессорную тележку деревянную фотокамеру и три-пять стеклянных негативов.  Поэтому он мог сделать только несколько снимков. Кроме того, и Карелин, и Дмитриев были очень близки к живописи. Знание света, колористики, композиции помогало им создавать шедевры и совершенствовать технику.  

Пополняются ли фонды музеев фотографиями современных авторов? И насколько популярен сегодня музей?

Многие фотографы дарят нам свои работы. В этом году в наших стенах проходила «Волжская биеннале», на которую приехали гости из Германии, Франции, Белоруссии, Москвы и Петербурга. Практически все они подарили свои работы, в том числе и ручной печати. Дарят свои снимки и нижегородские авторы. 

Музей довольно популярен — в год мы насчитываем более 30 тысяч посетителей. Причем многие едут к нам из других городов и стран, чтобы посмотреть историческую экспозицию. Площади музея невелики, но мы стараемся по возможности внести изюминку в наши экскурсии. У нас есть раздел по фотомонтажу, голограммам и стереофотографии. Большой популярностью пользуются добрые советские диафильмы и более ранние «Волшебные картинки».

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин, из архива Русского музея фотографии

Дорожная камера М. П. Дмитриева фирмы Н. К. Клячко. Размер стеклянного негатива — 45 × 55 сантиметров

 

Волшебный фонарь. Первые проекторы, в которые вставляли картинки и подсвечивали их с помощью керосиновой лампы

 

Стереокамеры и стереоскопы для просмотра негативов. Являются прототипом современных 3D-технологий

 

Андрей Карелин. Вид на Нижегородскую ярмарку. Конец XIX века

 

Максим Дмитриев. XVI Всероссийская художественно-промышленная выставка. 1896 год

 

Василий Воронцов. Строительство Канавинского моста. 1934 год

 

Максим Дмитриев. Благовещенская площадь. Конец XIX века

 

Нисон Капелюш. Парад Победы 1945 года в Горьком

Поделиться: