16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2015

Искусство и политика

Политика как часть человеческой жизни связана со всеми остальными сферами общественной жизнедеятельности, в том числе и с искусством. Сплетение этих на первый взгляд противоположных областей — тема для многочисленных дискуссий и часто противоположных оценок. Очевидно, что многие творческие личности всегда будет находиться на службе государства, а для государства это один из способов взаимодействия с людьми. В разные эпохи эстетически мыслящие люди выражали свои политические предпочтения через искусство, что предполагает, с одной стороны, наличие «чистого» искусства, исключающего идеологию, с другой — произведения с политическими подтекстом.

В XVIII веке открылась новая глава российской истории. После проведенных Петром I реформ, в том числе в области культуры, развивается официальное искусство, портретный жанр, прежде всего репрезентативный парадный портрет. Художники создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей, воинов и полководцев, подчеркивая тем самым силу и власть государства. В середине XIX века в русской культуре сформировались два различных отношения к искусству: эстетическая теория «чистого искусства» и творчество художников гражданской направленности, непосредственно участвующих в общественно-политической жизни. Так, передовые русские мастера критического реализма второй половины XIX столетия осознавали себя общественными деятелями, критиками, обличающими существующий строй, отстаивали свои позиции, изображая правду жизни и пропагандируя демократическое искусство в противовес эстетике художников‑академистов, выступающих защитниками классических традиций.

(?) Л. Каравакк. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. XVIII в. Собрание НГХМ

Официальное советское искусство, неотделимое от национальной составляющей и жизни народа, характеризуется огромной ролью идеологии. Несмотря на политическое «давление», произведения идеологического содержания имели большое значение в формировании общественного и эстетического сознания людей. Когда в 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма, началась новая эпоха советского искусства, с более жестким идеологическим контролем и пропагандой социалистического строя.

Мастера делились на две противоположные группы: художников официального направления, которые выполняли заказные работы понятным языком соцреализма, и художников альтернативного искусства, воплощавших образное символическое восприятие современности. Последние в 1970‑х годах пробили железный занавес и ушли от канонического соцреализма. Тем не менее искусство развивалось в требуемом для государства русле. Расширялась практика государственных заказов, тематических выставок. При этом в СССР было непросто стать участником той или иной выставки: чтобы попасть в заветный список экспонентов, надо было угодить сюжетом, размером картины, даже названием. Известна история, когда один из советских московских художников, не принятый на выставку со своей новой работой на тему демонстрации (дети-пионеры после ее завершения несут за плечами свернутые плакаты, лозунги, транспаранты), изменил ее название. Так картина «Они видели Сталина!» была включена в состав выставки.

В. Маковский. Казначейство в день раздачи пенсии. 1876.Собрание НГХМ

Творчество и политика, отражающие отношения между людьми, социальными общностями, их участие в делах страны, региона, города, бесспорно, связаны между собой. В XXI веке забота об общечеловеческих ценностях, в том числе и средствами изобразительного искусства, является одним из важных вопросов политики.

Поделиться: