16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2016

«Шёл трамвай десятый номер»

Нижний Новгород. Городской трамвай на Б. Покровской улице, 1890-е гг. Автор: Максим Дмитриев. Из фондов Русского музея фотографии

Закончились летние каникулы и отпуска. Театры, музеи, выставочные залы и галереи готовят новую осеннюю программу для зрителей. Русский музей фотографии в этом сезоне предлагает познакомиться с историей нижегородского трамвая, увидеть его глазами Андрея Карелина, Максима Дмитриева, Василия Бреева, Карла Фишера, Мартина Шерера, Пармена Мозжухина, а также посмотреть на наши сегодняшние трамваи глазами современных авторов. Проект посвящен 120‑летию первого нижегородского трамвая.

Нижний Новгород, Канавино. На трамвайной остановке. 1942 год. Автор: Пармен Мозжухин. Из фондов Русского музея фотографии

Вот на фотографии Максима Дмитриева один из первых трамвайчиков однопутной Кунавинской линии немецкой компании «Сименс и Гальске» на территории XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. На других работах с видом на ярмарочный мост трамваи медленно «ползут» по мосту. Скорость трамвая была низкой — около восьми километров в час! Вожатые стояли на открытых площадках, не были защищены от ветра, дождя и снега. Эту сложную и трудную профессию осваивали только мужчины, женщины работали билетерами. Во время ледохода и ледостава трамвайное движение по мосту прерывалось, нарушалась связь между ярмарочной стороной и Нижним Новгородом. Но все равно трамвайное движение вскоре стало популярным — нижегородцев привлекала техническая новинка и низкая стоимость по сравнению с услугами извозчиков. Проезд стоил на разных линиях по-разному: от пяти до десяти копеек. Полицейские и почтовые служащие пользовались правом бесплатного проезда. На линиях фирмы «Р. К. фон Гартман и К°» салон вагона делился перегородкой на две части — два класса. Поездка в первом классе стоила пять копеек, во втором — три копейки; действовали льготы для учащихся, которые в отделении первого класса платили три копейки, а во втором могли ехать бесплатно.

Нижний Новгород, 2016 год. Автор: Наталья Николаенко. Фотостудия «Миг» при Русском музее фотографии

Маленькие трамвайчики мы видим на Большой Покровской, Рождественской, Зеленском съезде, у Архангельского собора внутри кремля. В 1908 году город построил дополнительные линии. На Тихоновской, Малой Печерской и Большой Печерской улицах можно было увидеть так называемые конки — специальный вагончик, который тянули по рельсам лошади. Этот вид движения был очень неудобен, и вагоны часто сходили с линии и переворачивались. Поэтому в начале XX века в России конки вытеснялись более удобным рельсовым транспортом — трамваем. Революция, Гражданская война, разруха привели к развалу всей экономики страны. 1 мая 1919 года работа трамвайного движения была прекращена. А 1 августа 1923 года вновь заработала Нижегородская ярмарка, 3 августа открылось трамвайное движение через ярмарку и плашкоутный мост до Кремлевского элеватора, 28 ноября — на Большой и Малой Печерской, Осыпной и Большой Покровской улицах, Новобазарной площади, Полевой улице, Острожной площади, Острожной улице. Начинается строительство линий, соединяющих рабочие окраины с центром города. Во время Великой Отечественной войны трамвайное движение переживает еще один сложный период. Мужчин эвакуировали на фронт, трамваи ломаются, их не хватает. Водителями впервые становятся женщины, они же стали работать и в ремонтных мастерских.

В экспозиции выставки исторические фотографии сменяются работами современных авторов. Насколько хорошо удалось им передать образ нынешнего трамвая — решать зрителям.

Поделиться: