16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2019

Сокольское - край корабелов: на Горьковском море прошла 40-ая Алексеевская регата

Сокольский район нижегородцам мало знаком. И неудивительно — он вошел в состав области всего 25 лет назад. Тогда жители, посчитав, что до Нижнего удобнее и ближе добираться, чем до Иванова, устроили референдум и изменили принадлежность района. Вот всегда бы так решались территориальные проблемы!

На гербе Сокольского — то, что отражает его исторические и географические особенности. В верхней части щита — старинное парусное судно с головой сокола на носу, а в нижней части — медведь. В геральдике это животное символизирует смелость, силу, величие, но если отрешиться от аллегорий и взглянуть на все с практической точки зрения, легко вспомнить, что окружен районный центр лесами, где водятся не только медведи, но и множество других животных.

Птица или судно?

Сокольское находится в 160 километрах от Нижнего Новгорода. Поселение здесь и древнее, и молодое одновременно. В стародавние времена здесь жили финно-угорские племена — меря и черемисы (марийцы). Они занимались рыболовством, охотой, земледелием.

Несколько версий по-разному объясняют происхождение названия поселка. Одна из них рассказывает, что местные жители изготавливали из дуба челны «соколки». Другая — связывает название с походом нижегородского ополчения. Якобы здесь проходило войско Козьмы Минина и князя Пожарского. Во время перехода ополчения 1611–1613 годов к Ярославлю место было прозвано «Соколики», так как на левом берегу Волги в дубовых лесах водились соколы.

В XVII веке Сокольская волость входила в состав Макарьевского уезда Костромской губернии. Тогда в Сокольском было 1072 крестьянских двора. Принадлежало село боярину Федору Шереметьеву. В XIX веке здесь появилось имение графов Мусиных-Пушкиных. От усадьбы сегодня не осталось даже развалин.

Василий Пахомов

Заместитель председателя оргкомитета регаты «Кубок Р. Е. Алексеева»

Я оптимист и убежден, что здесь все будет. Я уже веду переговоры с людьми, которые в этом заинтересованы. Появились инвесторы, готовые вложить деньги в строительство парусного центра. И министерство спорта обещало оказать содействие. Это будущее наших детей!

В начале XX века Сокольское было торговым селом с удобным затоном для стоянки судов. Большинство жителей занималось сельским хозяйством.

Традиционными промыслами были гончарный, кожевенный, кирпичный. Поскольку вокруг много леса, умели, конечно, и столярничать, и плотничать. Валяли сапоги, охотились, рыбачили, собирали грибы, ягоды. Лесом многие в районе живут и в нынешние времена.

Зимовка на Волге

К концу XIX века на Волге вовсю развивалось пароходство. В Сокольский затон, образованный старым устьем реки Унжи, стали заходить на зимовку суда. С 1880 года он уже стал местом постоянной зимней стоянки пароходов. Тогда здесь была небольшая кустарная мастерская по ремонту судов. В 1902 году из нее выросла судостроительная верфь.

Сейчас ОАО «Сокольская судоверфь» — крупнейшее предприятие в районе. По словам главы администрации городского округа Сокольский Игоря Боброва, судоверфь обеспечена заказами на несколько лет вперед. Даже не заходя на территорию завода, можно увидеть, как строятся корабли для Военно-Морского флота. Военные заказы составляют 90% в общем объеме производства.

Чистота природы

Удаленность от крупных городов, леса, близость Горьковского водохранилища — все это обеспечивает чистоту природы района. Здесь находится 20 памятников природы, охраняемых государством. Среди них такие значимые, как Летнебазовский ресурсный запасник, массив сосновых боров, водоемы с колонией озерных чаек и серых цапель, загадочное озеро Текун (говорят, очень похожее на знаменитый Светлояр).

Сокольчане гордятся, что в 2004 году их родина была признана первым экологически чистым районом в России. Райцентр получил аттестат и медаль конкурса, проведенного Международным экологическим фондом. В Сокольском поставили даже бетонную стелу с надписью «Сокольское — жемчужина России». Действительно, для любителей природы Сокольский район — настоящая сокровищница.

Под парусом

На долю Сокольского района приходится значительная часть побережья Горьковского моря, а удобная стоянка делает эту территорию привлекательной для занятий парусным спортом.

В августе в акватории Горьковского моря прошла юбилейная, 40‑я регата «Кубок Р. Е. Алексеева». Для участия в гонках съехались спортсмены со всей России. По числу участников регата стала рекордной — на старт вышли 64 экипажа на яхтах разных классов.

В Сокольском прошли гонки на призы администрации городского округа, а также «Малый кубок Р. Е. Алексеева» для юных яхтсменов в классе «Ракета‑270».

Нужно признать, что в Сокольском районе парусный спорт развивается весьма успешно. Существует собственный клуб «Правый галс» с двумя десятками воспитанников‑школьников. Некоторые из них уже показывают приличные результаты на гонках всероссийского уровня.

Игорь Бобров (сам в прошлом моряк) рассказал, что у района есть все возможности для выращивания спортсменов, а благодаря областной программе поддержки молодых специалистов есть и кадры.

Чтобы детям было на чем тренироваться и участвовать в соревнованиях, из сокольского бюджета были выделены средства для закупки яхт класса «Ракета‑270». Сейчас здесь строится база парусного клуба «Правый галс» с эллингом для яхт, учебным классом, душевыми и всем необходимым для занятий.

Заместитель председателя оргкомитета регаты «Кубок Р. Е. Алексеева» Василий Пахомов показал журналистам эскизный проект Всероссийского детского парусного центра, который хотелось бы построить в Сокольском. На базе этого центра можно было бы проводить не только регаты местного значения, но и чемпионаты России. И средства-то нужны небольшие (по сравнению со строящимися в последние годы в регионе спортивными сооружениями) — порядка 15 миллионов рублей.

Игорь Зарецкий

Победитель трансатлантической гонки одиночек Jester challenge, лауреат всероссийской премии «Яхтсмен года», единственный российский участник одиночной кругосветной гонки Golden Globe Race (GGR)

В детстве обязательно нужно мечтать. Я услышал о трансатлантической гонке одиночек, когда учился во втором классе. И моя мечта сбылась почти через пятьдесят лет.

Такой центр мог бы стать не только драйвером развития парусного спорта, но и дать новый импульс всему району. Ведь для занятий приедут люди из других регионов, а их нужно где-то размещать (значит, понадобятся гостиницы), кормить (потребуются столовые, кафе, рестораны), чем-то занимать в свободное время и так далее. Если сегодня туристы не сильно стремятся в экологически чистый Сокольский район, то со строительством парусного центра ситуация может в корне измениться.

Василий Пахомов рассказал, что сразу после «Кубка Р. Е. Алексеева» в Сокольском пройдет детское первенство России в национальном классе «Ракета‑270». Это первый отечественный национальный класс. Он появился в Нижегородской области, поскольку «Ракету‑270» спроектировал и построил нижегородский яхтенный конструктор Михаил Тихонов. Он же создал яхту «Ракета‑670» — динамичное парусное судно, промежуточный вариант между детскими классами и большими крейсерскими лодками. Класс «Ракета‑670» также в перспективе станет национальным.

Почетным гостем регаты стал победитель трансатлантической гонки одиночек Jester challenge, лауреат всероссийской премии «Яхтсмен года», единственный российский участник одиночной кругосветной гонки Golden Globe Race (GGR) Игорь Зарецкий. По его словам, он услышал о трансатлантической гонке одиночек, когда учился во втором классе. И всю жизнь мечтал поучаствовать в ней. Мечта исполнилась спустя пятьдесят лет. «После десятого класса я на книжном развале купил книгу одного из участников той первой трансатлантики Вэла Хауэлза “Курс — одиночество”, — вспомнил он. — Когда я готовился к своей трансатлантической гонке, я ее перечитал, потому что там были очень полезные рекомендации. Знаменательно, что когда я в 2010 году уже был в Ньюпорте, Вэл Хауэлз прислал мне поздравление с победой».

Вечером в парке Победы торжественно наградили победителей коротких гонок на призы администрации городского округа Сокольский. Среди них (в зачетной группе Open 800) оказалась и яхта «Восток», капитан которой Глеб Сулоев — внук Ростислава Алексеева.

Текст: Татьяна Михайлова

Фото: Евгений Алексеев.

Поделиться: