16+
Новости
02.10.2019, 13:10 16+ Культура

Надежда за 49 долларов: о спектакле «Продавец дождя» в нижегородском театре драмы

Надежда за 49 долларов: о спектакле «Продавец дождя» в нижегородском театре драмы

Увидеть человека — что это значит? Польститься на красивое личико или точеную фигуру? А может, восхититься его внутренним миром, переживаниями, мыслями? Или попробовать разрешить его проблемы, найти ответы на мучающие его вопросы? Или просто обнять, отогреть, вдохновить?

Секрет семейного несчастья

Кажется, в семье фермера Кэрри в спектакле Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького «Продавец дождя» (16+) никто не хотел видеть вокруг себя других, инакомыслящих людей. Зрители застают эту семью в момент кризиса и приближающегося отчаяния. Мало того что в штате засуха и под раскаленным солнцем умирают побеги и животные, так еще и единственная дочь фермера Лиззи (Мария Мельникова) ни с чем вернулась из Суинтривера. Ни с чем — это без жениха.

Хью Кэрри (Юрий Фильшин) безуспешно пытается выдать ее замуж вот уже несколько лет. В чем проблема: в непривлекательности дочери, в ее образованности, в недоверии к людям, неумении подать себя или стремлении быть верной собственным представлениям о жизни — сказать поначалу непросто. Семье вдруг стало тяжело поддерживать видимость нормальности этой ситуации и легкого отношения к очередному провалу. Да и сама Лиззи смотрит на будущий брак лишь как на возможность оправдать надежды отца и братьев. «Я вас подвела», — сказала она наутро после возвращения.

Ее старший брат Ной (Иван Старжинский), ведущий хозяйство семьи, видит в Лиззи, по меткому выражению отца, лишь одну четвертую часть расходов семьи. Легкомысленный мечтатель Джим (Рустам Абдряхимов) любит сестру за то, что она защищает его от нападок брата, но напрямик говорит, что Лиззи не быть счастливой. Отец считает свою дочь красивой женщиной, советует ей быть доверчивее, смелее, а затем и вовсе приглашает в гости помощника шерифа Файла (Николай Смирнов), в которого Лиззи давно влюблена. Но на ужин приходит не Файл, а Билл Старбак (Александр Лапшов), промышляющий продажей дождя... Уставшие от бесконечных семейных разборок, от палящего солнца и духоты, из-за которой невозможно уснуть ночью, семья Кэрри платит Старбаку 49 долларов за вызывание дождя. Но, как оказалось, Старбак поможет измученным передрягами Кэрри не только этим.

Вернуть веру в себя

Стоит отметить, что режиссер Дмитрий Бурханкин бережно обошелся с текстом пьесы Ричарда Нэша и ее героями. Перед нами предстают американские фермеры (рубашки в клетку, широкие штаны оттенка земли, шляпы), их скромный быт (деревянный дом, задний двор с рядами кукурузы и колодец в отдалении), шерифы в характерной униформе, со значками и наручниками наперевес, прохожий в шляпе-котелке.

Но именно аккуратные режиссерские изменения обогатили как саму постановку, так и ее смысл. Ключевые поправки были введены для персонажа Александра Лапшова: в уста Билла Старбака Дмитрий Бурханкин вложил ремарки автора. Мошенник, который, кажется, не поступится ничем для того, чтобы уйти с легкими деньгами от доверчивых фермеров, предстает перед зрителями внимательным слушателем и чуть ли не проницательным философом. Зал до последнего ждет, что Лиззи выберет Билла, что уйдет из опостылевшего дома с тем, кто смог ее по-настоящему увидеть.

В исполнении Александра Лапшова Билл и правда производит впечатление человека, который внимательно прислушивается к миру. Если уж он смог продать дождь, то неудивительно, что ему без труда удается подарить некрасивой девушке надежду когда-то выйти замуж.

Две самые яркие и запоминающиеся сцены из этого спектакля связаны именно с Биллом. Он делает потрясающую рекламу своих услуг: надевает «специальные» очки и перчатки, раздает листовки, рассказывает начистоту, как именно и с помощью каких предметов он вызывает дождь, — и перед публикой разворачивается целое шоу с танцующими и играющими на трубе блюстителями закона. Прием из американских комедий, когда люди в форме неожиданно ведут себя совершенно несерьезно, чуть ли не ходят на руках и не прыгают через голову. Такой гротеск подчеркивает, какой силой убеждения обладают слова Билла Старбака: будто под его дудку пляшут сами шерифы.

Другая сцена — диалог Билла и Лиззи, в котором Старбак доказывает девушке, что красота — это самоощущение, а не отражение в зеркале. Красив человек, который так себя чувствует, который про себя это знает. К Лиззи возвращается вера в себя — и вот уже движется вся сцена, крутится земной шар, а с ними катится в тартарары и весь привычный девушке мир.

Кстати, Мария Мельникова в этом спектакле продемонстрировала не только драматический, но и комедийный талант. Неожиданным фарсом предстает ее перевоплощение в девушку, которая не чурается ничем, лишь бы заполучить себе мужчину. В исполнении актрисы томные глубокие вздохи вдруг становятся ослиным блеянием. Убедительная и очень смешная метаморфоза!

Актерский ансамбль

Все актерские работы (а всего в спектакле участвует семь артистов) вышли яркими.

Сыновья Кэрри, вечно бранящиеся друг с другом, будто воплощают собой взаимоисключающие качества — рассудочность и мечтательность. Для Ноя существуют только дела дома, книги со счетами, расходы и доходы. Он не дает чувствам возобладать над рассудком, но та власть, которой он наделен в своей семье, тяготит его. Он видит в ней особую ответственность за каждого родного человека в доме, не понимая, что счастье не сводится к одной формуле или решению сложной задачи. Именно герой Ивана Старжинского постоянно настаивает на том, что необходимо всё оставить как есть: не надо было посылать Лиззи в Суинтривер, не надо звать Файла, не надо платить прохиндею деньги за дождь... С точки зрения бытовой логики он прав, но все последующие события доказывают обратное: чтобы обрести свое счастье, нельзя сидеть сложа руки, пусть это и может обернуться множеством ошибок.

Все актерские работы (а всего в спектакле участвует семь артистов) вышли яркими.

По наитию именно этот путь выбрал Джим, открытый миру всем сердцем, всей душой, простой и мечтательный парень, влюбившийся в неподходящую, по мнению Ноя, девушку.

Фермер Кэрри в исполнении Юрия Фильшина — человек чуткий и мудрый, дающий своим взрослым детям свободу, достаточную для того, чтобы построить собственную жизнь.

Файл, от себя самого скрывающий предательство сбежавшей жены, разучился доверять людям. Как и Лиззи, он одинок, нуждается в любви и внимании, но боится не то что открыться новому человеку, даже взять под опеку щенка для него целая проблема. Герой Николая Смирнова получился строгим блюстителем закона, глубоко в себе он прячет свою боль, потому заветные слова, которые могли бы остановить Лиззи от отчаянного побега с Биллом Старбаком, произносятся им чуть ли не сквозь зубы.

Восхитительна актерская работа заслуженного артиста России Александра Мюрисепа. Его самоуверенный шериф, по-домашнему снисходительный и заботливый к окружающим людям, забавно смеется над собственными шутками, что не засмеяться, сидя в зале, просто невозможно.

Наверно, многие заметят потрясающее музыкальное сопровождение спектакля, подобранное лично режиссером. Здесь звучит и рождественский джаз, и композиции Арво Пярта, и душераздирающая мелодия Макса Рихтера, ставшая основной темой постановки.

От частного к общему

Дмитрий Бурханкин на примере частной семьи показал распространенную проблему — неумение понять, почувствовать близкого человека. Люди вокруг заняты собственной персоной, своими проблемами, у них нет желания вникать в чужую жизнь. Неплохая жизненная стратегия, на первый взгляд, — оградиться от всех, сохранить себя, но с близкими и любимыми людьми она чаще всего не работает.

Этот спектакль не только о красоте и ее проявлениях. Он о том, как человеку важно знать, что он кому-то нужен, что он всегда и безусловно любим, несмотря ни на что. О том, как важно уметь проявить свою заботу и участие, вовремя подарить надежду, переступить через навязанные принципы и стереотипы и открыться, не боясь вновь обжечься. Польский писатель и философ Станислав Ежи Лец сказал, что «некоторым для счастья не хватает только счастья», а «Продавец дождя» — лучшее тому доказательство.

Спецпроекты:

Светлана Чернова. Фото: Валерия Авдеева. Фото — из архива Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького.

Поделиться:
Публикации по теме: