16+
Новости
17.10.2017, 14:45 Культура

Сила материнской любви: О спектакле «Васса Железнова» в постановке МХАТ имени Горького

Сила материнской любви: О спектакле «Васса Железнова» в постановке МХАТ имени Горького

16 октября 2017 года в Нижегородском государственном академическом театре драмы стартовал VIII Российский театральный фестиваль имени М. Горького. За девять дней нижегородцы и гости города смогут увидеть 11 спектаклей по произведениям нашего земляка. Открылся фестиваль постановкой Московского художественного академического театра имени М. Горького «Васса Железнова».

Сразу стоит оговориться, что зрители увидели второй вариант горьковской пьесы. Интересно, что первый вариант этого произведения Максим Горький назвал «Мать» и лишь во второй редакции добавил тему классовой борьбы и затем изменил название. Режиссер-постановщик, заслуженный артист России Борис Щедрин, видимо, решил в своей сценической интерпретации произведения вывести на поверхность тему изначальную — тему семьи и материнства. Потому и трактовка образа Вассы в исполнении народной артистки СССР Татьяны Дорониной существенно отличается от привычного представления о владелице пароходной компании. «Зверь», «богатырь», «человеческая женщина» — так ее называют разные персонажи на протяжении всего спектакля. Но Васса Дорониной — это мама Вася, готовая на все ради своей семьи, в том числе заниматься многомиллионным хозяйством.

Жесткость, жестокость, грубость, прямота, ловкость, недюжинный ум, заставляющие окружающих — и подчиненных, и родных — затихать, когда Васса входит, и молчать, когда она говорит, — всего этого в доронинской героине будто бы и нет. А есть мягкосердечие, богобоязненность, слезы и боль. Тяжело лишь понять, как такая женщина в одиночку управляет большим пароходством, как успевает разруливать все дела — и в компании, и по дому. Сложно увидеть в этой героине ту, кого действительно можно бояться, разве что пожалеть. Васса в исполнении Дорониной будто вынуждена жить так, как живет, ради своих детей и любимого внука Коленьки. Им, будущим наследником, оправдывает она всю свою злость и подлые поступки. А хозяйство Вассе надоело давно, это обуза для женщины ее лет, в тягость ей эти заботы. Может, потому и знаменитые ее слова «Мое дело — в моих руках, и никто мне помешать не может, и застращать меня ничем нельзя» не кажутся правдой, не веришь им, а веришь слабости, сердобольности женщины, доброй в глубине души.

Возможно, эта трактовка образа Вассы была бы более интересна, если бы игра других артистов ей соответствовала. Тихая, размеренная, обстоятельная речь Дорониной диссонирует с громкими грудными, порой грохочущими голосами ее коллег. Порой эта какофония, казалось, перерастала в сценическую истерику. Может, потому именно Доронину слушать хотелось, потому весь зал обращался в слух, когда говорила именно Васса. Мастер жеста, Татьяна Доронина удивительно органично передавала эмоции своей героини в соответствии с ее характером. В момент, когда Васса узнает о приговоре распутника мужа или о близкой смерти сына, внутреннее напряжение, боль от близкой потери выражается лишь в осторожном, сосредоточенном поглаживании спинки стула. Одно это делает образ Вассы живым, трогательным, полнокровным.

В развитии дан образ дочери Вассы Натальи (заслуженная артистка России Юлия Зыкова). Похожая на мать, она стыдится своей похожести, ненавидит и себя, и ее за это. И ненависть эта, как ни странно, еще больше объединяет мать и дочь. В первом акте Наталья предстает своевольной особой, уважающей, однако, мать, а в споре с дядей Прохором и вовсе защищает ее. Во втором действии героиня Зыковой меняется, становится обозленной, жестокой на словах, ненавидит всех и вся, идет всем наперекор.

Кажется, и второй дочери, Людмиле в исполнении Елены Коробейниковой, повезло не больше. Васса не находит времени и для ее воспитания, хотя в какой-то момент Людочка с упоением рассказывает, как вместе с матерью с утра занимается садом. Любовь Людмилы к матери чистая, незамутненная, это любовь маленького ребенка, который не видит в любимом человеке недостатков.

Однако обеим дочерям Вассы любви не хватает. Они ищут ее у матери, но с каждым разом наталкиваются на стену отчуждения, непонимания, нежелания их услышать. Знаменательно, что лишь перед близкой смертью Васса неожиданно находит время и Наталью приобнять, и Людочку приласкать. И кажется, что еще не все потеряно в этой семье, что невестка-революционерка Рашель ошибается: да, пусть класс богатых, по ее мнению, вымирает, но семья, которую она назвала клеткой, остается важнейшей ценностью для всех домочадцев.

«Васса Железнова» МХАТ имени Горького — не о революции, не о вырождении класса зажиточных, не о власти денег и не о заложниках вещей. Этот спектакль — о сложных, противоречивых отношениях внутри конкретной семьи, о силе материнской любви и ненависти, о том, как мы оправдываем скверные дела высокой целью.

Светлана Чернова. Фото из архива МХАТ имени М. Горького.

Поделиться:
Публикации по теме: